Техника продаж XIX века

При подготовке к тренингу по продажам, вспомнилась замечательная книга Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Если вы никогда не читали ее, то настоятельно рекомендую открыть.
Книга замечательная. Лично я с огромным удовольствием иногда перечитываю ее. С любого места. Надеюсь, отрывок привлечет ваше внимание. И вы захотите прочитать (перечитать) эту замечательную книгу.

Я любил останавливаться и подолгу смотреть на эту галдящую орду, а иногда и отдаваться воле зазывал. 
Идешь по тротуару мимо лавок, а тебя за полы хватают. 
- Пожалте-с, у нас покупали! 
Тащат и тащат. Хочешь не хочешь, заведут в лавку. А там уже обступят другие приказчики: всякий свое дело делает и свои заученные слова говорит. Срепетовка ролей и исполнение удивительные. Заставят пересмотреть, а то и примерить все: и шубу, и пальто, и поддевку. 
- Да ведь мне ничего не надо! 
- Теперь не надо. Опосля понадобится. Лишнее знание не повредит. Окромя пользы, от этого ничего. Может, что знакомым понадобится, вот и знаете, где купить, а каков товар - своими глазами убедились. 
Шумит зазывала на улице у лавки. Идет строгая дама. 
- Сударыня! У нас покупали. Для супруга пальто, для деток поддевки-с... 
Дама гордо проходит мимо. Тон зазывалы меняется. 
- Сударыня, сударыня! Из брюк чего-нибудь не желаете ли!..- кричит ей вдогонку при общем хохоте зазывала и ловит новых прохожих. 

А какие там типы были! Я знал одного из них. Он брал у хозяина отпуск и уходил на масленицу и пасху в балаганы на Девичьем поле в деды-зазывалы. Ему было под сорок, жил он с мальчиков у одного хозяина. Звали его Ефим Макариевич. Не Макарыч, а из почтения - Макариевич. У лавки солидный и важный, он был в балагане неузнаваем с своей седой подвязанной бородой...

Однажды, беседуя с ним за чайком, я удивился тому, как он ловко умеет владеть толпою. Он мне ответил: 
- Это что, толпа - баранье стадо. Куда козел, туда и она. Куда хочешь повернешь. А вот на Сухаревке попробуй! Мужику в одиночку втолкуй, какому-нибудь коблу лесному, а еще труднее-кулугуру степному, да заставь его в лавку зайти, да уговори его ненужное купить. Это, брат, не с толпой под Девичьим, а в сто раз потруднее! А у меня за тридцать лет на Сухаревке никто мимо лавки не прошел. А ты - толпа. Толпу зимой купаться уговорю! 



Отрывок, который я привел, вспомнился вот почему.
Прошло более ста лет с момента написания книги. А с тех дней, о которых рассказывает автор, еще больше. Но сильно ли изменились продажи? Как их техника, так и логика? Сама суть продаж? Суть маркетинга? Мое мнение – нет. Возможно лишь снизилось значение агрессивным продаж. Они сегодня вызывают явно отторжение, как и навязчивый маркетинг. Но в целом - суть та же.

И ваше мнение я с удовольствием прочитаю в комментариях, или услышу при личных встречах.


Чтобы поделиться статьей, нажмите на значок соответствующей социальной сети:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения за 30 дней