Пейте шампанское без риска

Однажды моя знакомая начала жаловаться на то, как сильно не везет ей в жизни. И привела конкретный пример. Поехала в Москву на поезде по делам . Вечером того же дня приходит на вокзал, а билетов нет. Денег на гостиницу тоже. Просидела всю ночь в зале ожидания до утра.
Это была пятница. Предпраздничная дата. Впереди было три выходных.
"Мне всегда не везет. Билеты заканчиваются у меня под носом. Моя очередь всегда самая длинная. На работе коллеги подставляют. Клиенты внезапно отказываются от сделок. Невезучая я как-то".
О невезении поговорим в следующий раз. Сегодня о риске.

Жизнь каждого из нас полна ими. Кирпич на голову, внезапный вирус, крах экономик и валют, ураганы, потопы и так далее. Мы рискуем с вами постоянно. Причем повлиять на эти источники этих проблем мы не в состоянии.
Что делать?

Во-первых, признать этот факт. Да, риски есть всегда. Да, предугадать невозможно. 

Во-вторых, попытаться определить перечень рисков, которые могут испортить вам жизнь, если они вдруг реализуются (это когда они из категории "всякое может случится" становятся реальностью).
Например, счастливый отдых могут сорвать следующие риски: забыл документы или деньги, потерялся чемодан, опоздал на самолет, обанкротится турфирма, в стране отдыха начнется революция.

В-третьих, разделить эти риски на группы по вероятности реализации. Например, потеря чемодана более вероятна, чем революция в стране пребывания. На эти оценки влияют уже не только внешние, неподвластные вам, обстоятельства, но и вы лично. Если вы - рассеянный человек, то документы с 99%-й вероятностью могут остаться дома. Если собранный - риск существует, но он минимален.
Другой пример: если обычно билет из Москвы в Брянск можно купить без проблем, то в пятницу (!) перед длинными выходными (!!) ближе к вечеру (!!!) в кассах с вероятностью 99% не будет билетов. Так как количество выезжающих домой, в деревню, к родителям будет зашкаливать.

В-четвертых, нужно задать себе вопрос: "Что я буду делать, если ...?" по каждому из рисков.
Причем, чем выше вероятность реализации риска, тем более детальным должен быть ваш ответ. Примеры: 

"Забуду билеты" - проверить перед выходом из дома или в точке, откуда успею за ними вернуться.
"Потеряется чемодан" - положить в ручную кладь самое необходимое, заранее узнать как разыскивать багаж.
"Украдут кошелек" - карточку отдельно от наличности, наличность раздать родственникам, кошелек в руку и не выпускать.
"Революция" - потратить 15 минут на изучение вариантов выбраться из страны отдыха без использования аэропорта.
"Туроператор обанкротится" - увеличить лимит на кредитке, чтобы иметь возможность купить билет на регулярный рейс. Заранее распечатать список документов, которые потом пригодятся для суда с турфирмой. Собирать эти документы.
И так далее...

Еще раз: риски существуют всегда. Независимо от того, думаете вы о них или нет. И реальностью они становятся, как правило, тоже независимо от вас.
Вопрос в другом: готовы ли вы к ним? И насколько сильно?


Чтобы поделиться статьей, нажмите на значок соответствующей социальной сети:

2 комментария:

  1. Сергей, читаю и рыдаю!))) Так и хочется сказать - Да, вы, батенька, капитан-очевидность.)))
    Во-первых - что ты хотел сказать этим постом?
    Риски классифицировал и вроде как управление ими рассказал. Все верно. Однако, есть высокая вероятность наступления маловероятных событий. Это про то, что одно маловероятное событие наступит с вероятность стремящейся к нулю. Но...когда количество маловероятных событий увеличивается, то и растет вероятность их наступления.
    Рисками управлять надо, отрицать не буду. Но блин, если так запариваться перед путешествием, проводя экспертизу рисков, то лично мне такое путешествие уже скучно и нудно, и я не хочу думать до точки невозврата о точке невозврата)))
    Мой опыт 1: Мы с Надей случайно зашли в какие-то служебные коридоры в аэропорту Мюнхена. Час гуляли, искали выход. Ну в итоге нашел копа, рассказал свою проблему. Коп вызвал пограничника, мы 5 минут все выясняли (на повышенных) как я оказался в staff only. Ну в итоге поржали все, после моих слов – very big airport и I am lost))) и все. Попили кофе с Надей перед вылетом, посмеялись и только хорошие воспоминания.
    По твоей логике мне надо было иметь схему аэропорта и словарь для общения с полицией и погранслужбой?!
    Мой опыт 2: В Италии на вокзале в Генуе сели на поезд до Санремо (в районе 18 часов), но спустя 20 минут после отправления поняли, что это экспресс до Милана! Вышли на первой же остановке. Дождались поезда до Генуи, потом пересели на поезд до Санремо и вместо 20 часов вечера приехали в районе 24 часов. Ну покатались на поездах чуть больше. Причем, мы не одни такие оказались, кто сел не тот поезд.
    Однако, по твоей логике, мне надо выучить итальянский язык, чтобы услышат объявление на итальянском о том, что сменили путь отправления для нашего поезда.

    Во-вторых - какой полезный опыт привел?
    Пример про знакомую и вокзал далеко не очевидный - это в районе здравого смыла.

    Итак, мой ответ тебе, блогер Сергей – Риски есть, правил нет – действуй по обстоятельствам.

    Владимир Линев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владимир, пойдем по порядку...
      1. То, что очевидно для сертифицированного риск-менеджера крупнейшей финансовой компании, не очевидно для студента, который вообще не знаком с тервером.
      2. Вероятность наступления одного из независимых событий равна сумме вероятностей их наступления. Иначе говоря, если у человека есть 100 вариантов найти кошелек сегодня и вероятность каждого из вариантов равна 1%, то общая вероятность находки сегодня равна 100%. Это не очевидность, а та же Теория вероятностей. Однако, она не отрицает, что вероятности реализации управляемы. А значит, имея возможность снизить риски - их надо пытаться снижать.
      3. Никто не спорит, что ради снижения риска заблудиться в Мюнхене с 1% до 0,5% нужно потратить год на изучение схемы аэропорта или немецкого языка. Но скачать оффлайн-переводчик на смартфон за 1 минуту - по силам каждому (во Вьетнаме просто показывал на экране местному населению понятные им фразы, они мне набирали в ответ).
      4. Полезный опыт? Нужно было быстро выскочить из дома и обязательно вернуться обратно за 10 минут. Спустился на лифте с 8-го этажа, сбегал в магазин, захожу в подъезд - лифт застрял с кем-то внутри. С тех пор, я никогда не сяду в лифт, если еду на вокзал или сильно опаздываю. Еще? В важные поездки на машине беру с собой не только авто-навигатор, но и актуализирую карты на смартфоне. Однажды перепутав аэропорт вылета (оператор на словах говорил одно, а в билетах - другое), теперь проверяю дважды: дома и уже в дороге. В командировку всегда беру вторую пару очков, чтобы не искать их там на месте, если сломаются "основные".
      Это не значит, что я каждую минуту только и делаю, что оцениваю риски и ищу для них "пути обхода". Согласен, так и свихнуться недолго. Но как только мне предстоят действия, которые отличаются от повседневных (то есть имеют повышенные риски, которые я не смогу или не знаю как оперативно закрыть), я "прокачиваю" возможные ситуации.

      Ну и последняя фраза про "правил нет - действуй по обстоятельствам" на самом деле вполне справедлива. Предусмотреть, а уж тем более предотвратить заранее, всевозможные риски невозможно в принципе. Да еще и без подготовки (то есть жизненного опыта).
      Однако, совсем уж ничего не делать для снижения самых крупных или очевидных рисков - просто глупо. Обычно так поступают номинанты на премию Дарвина. Но никак не сертифицированные спецы по рискам, которые только и делают, что придумывают все новые правила для их выявления и купирования :)

      Удалить

Популярные сообщения за 30 дней